По данным ФАС РФ, наибольшее количество нарушений законодательства о рекламе связано с распространением недостоверной рекламы (22,4% выявленных нарушений). И это на самом деле еще не так много. Только в нашей практике по проверке рекламных макетов каждый второй из них содержит нарушение запрета на недостоверную рекламу. Начнем с того, что такое недостоверная реклама. Подробный перечень критериев, по которым ФАС может выявить недостоверную рекламу, содержится в п. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе».
Это обширный список запретов из 20 пунктов, куда входят, например, такие типичные нарушения как:
использование товарного знака или музыкального сопровождения без разрешения правообладателя
указание на преимущества рекламируемого товара и использование формулировок из разряда «лучший, первый, №1»
некорректные сравнения товара с товаром конкурента, например, «у нас дешевле»
допущение любых ошибок в макете, например, ошибка в цене товара или в информации о продавце, или размере скидок, или любой иной указываемой в макете информации
«При проверке рекламных макетов наших клиентов, мы всегда сверяем информацию в макете с информацией, которую можно получить из открытых источников, например, на сайте продукта проверяем цену и условия проведения акции. Ошибки нередко возникают из-за того, что в процессе подготовки и согласования рекламных макетов исходные данные могут измениться и рекламодатель за этим не уследил. К сожалению, для ФАС не имеет значения была ли ошибка в макете допущена из-за недосмотра, или это просто опечатка. Ведь в результате использования недостоверной информации в рекламе самый большой риск – это введение потребителей в заблуждение, которое может быть как преднамеренным, так и случайным», - говорит Гарий Напалков.